Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Без крыльев и капота: уникальные и ныне вымершие легковушки вагонной компоновки

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

В 1930-е годы, когда классическая схема легкового автомобиля полностью сформировалась, нашлись редкие энтузиасты, которые выбрали свой особый путь создания редчайших машин вагонной компоновки без традиционных крыльев и капота, обладавших своими достоинствами и тоже имевших право на существование. Обычно на них устанавливали силовой агрегат заднего расположения, а место водителя переставляли в округлую выдвинутую вперед часть кузова с большими окнами. Это позволило понизить и облегчить кузов, придать ему более обтекаемую каплеобразную форму, увеличить пассажирский салон, улучшить обзорность и уравновесить нагрузки по колесам.

 

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Принципиальная схема легкового автомобиля вагонной компоновки с объемным салоном

В первые годы ХХ века о таких автомобилях никто не имел никакого понятия, и первые легковушки, которые впоследствии отнесли к вагонной компоновке, появились чисто случайно по интуитивной воле своих создателей. Лидером считается французская фирма Charron, экспериментировавшая с разного рода обтекателями. На одной из машин передний моторный отсек и место водителя с трех сторон были закрыты трехсекционными стеклами и передней частью крыши, превративших ее в оригинальный бескапотный вагончик.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Французская многоместная 75-сильная машина Charron вагонного типа. 1913 год

Первым последователем стала фирма Alfa Romeo, которая в 1913-м начала сборку 70-сильного гоночного шасси 40/60. По заказу графа Марко Рикотти миланская фирма Castagna установила на нем округлый кузов из дюралюминия с вынесенным вперед округлым передком с крупными стеклами, выемкой для радиатора и окнами-иллюминаторами в боковинах.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Первая в мире аэродинамическая легковушка Alfa Romeo Aerodinamica с пятиместным кузовом. 1914 год

С места в карьер: вагонный апофеоз

Вполне естественно, при зачаточном состоянии научной аэродинамики и без каких-либо исторических корней автовагончики родились буквально на пустом месте. Поначалу ради забавы их создавали богатые американцы, затем инициативу перехватили бизнесмены, использовавшие необычные машины для рекламирования своей продукции.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Одна из самых невероятных легковушек всех времен — уникальный вагончик Scarab образца 1936 года

Stout Scarab (1932–1936 гг.)

Футуристические вагонные автомобили Scarab разрабатывал уже известный вам по аэромобилям изобретатель Уильям Бушнелл Стаут. Нетрадиционные внешние формы и интерьер создавал американский дизайнер Джон Тьярда, фирменными знаками которого были фары с тонкими вертикальными решетками и вентиляционные щели в виде крыльев.

Сегодня «Скарабей» (священный жук скарабей) считается первым в мире минивэном и первой легковушкой с независимой пневматической подвеской всех колес. Прототип с алюминиевым кузовом на стальной раме был собран вручную в 1932-м и стал личным автомобилем Стаута.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Прототип просторной заднемоторной легковушки Scarab с колесной базой 3,4 метра. 1932 год

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Эскизная схема компоновки «Скарабея» с широко разнесенными осями и пятиместным салоном

В его задней части помещался серийный 3,6-литровый двигатель Ford V8 с обычной трехступенчатой коробкой передач. За последующие четыре года появились еще восемь подобных машин и один образец с кузовом из стеклопластика, развивавших мощность от 65 до 85 сил.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Scarab в Музее декоративного искусства в Нэшвилле среди пяти лучших автомобилей мира. Фото 2013 года

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Даже на виде сзади Scarab претендует на смелую оригинальность форм и облицовки

Просторные пассажирские салоны с одной боковой дверью имели ровный пол со съемными столиками, поворотными и раскладными сиденьями, обивкой из дорогих пород дерева, кожи и тканей. Для улучшения аэродинамических качеств применялись скрытые дверные и оконные ручки и автоматическое запирание дверей.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Весьма скромный салон «Скарабея» с диваном и регулируемыми кожаными креслами

Стаут планировал выпустить сотню таких машин, но их слишком высокая цена нарушила эти планы.

Dymaxion (1933–1934 гг.)

Уникальный трехколесный автомобиль «в форме слезы», один из самых необычных в мире, разработал легендарный американец Ричард Бэкминстер Фуллер — архитектор, изобретатель и дизайнер, создававший круглые здания, купола, суда и интерьеры ванных комнат. Характерно: при упоминании его работ знакомые с ним люди многозначительно постукивали пальцем по лбу. Справедливость немого суждения подтвердило и удивительное сооружение Dymaxion, похожее на небольшой автобус. В его странной аббревиатуре Фуллер зашифровал слова dynamic, maximum и tension, означавшие «максимум динамики и напряжения». Прототип построили летом 1933-го на заводе бывшей компании Locomobile.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Первый образец трехколесного шестиметрового транспортного средства Dymaxion. 1933 год

Для привода передних колес в задней части автомобиля на А-образной раме помещался 85-сильный мотор Ford. Заднее одиночное было управляемым. Места водителя и пассажира находились в передней выдвинутой части деревянного кузова с облицовкой из блестящего дюралюминия. Dymaxion, страдавший малой устойчивостью, предназначался в основном для городских поездок, но его максимальная скорость достигала 140 км/ч.

1 / 3

Сборка низкопрофильного шасси Dymaxion с задним подрамником под силовой агрегат

2 / 3

Полусобранный автомобиль с вынесенным вперед постом управления и деревянным каркасом кузова

3 / 3

Аскетичный интерьер «Димаксиона» с левым рулем и продольными лавками для пассажиров

Громкие рекламные пробеги первого образца собирали толпы восторженной публики. В октябре, во время одного из них, при выезде с выставки «Столетие прогресса» в Чикаго он столкнулся с легковушкой. Ее водитель, профессиональный автогонщик, погиб, а два высокопоставленных пассажира серьезно пострадали. После этого Фуллер прекратил работы над машиной. Ее приобрело Американское бюро стандартов, но при пожаре летом 1943-го она сгорела.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Легкий Dymaxion с колесной базой 3,2 метра и массой всего 830 кг в одном из рекламных заездов

В январе 1934-го второй Dymaxion с кузовом черного цвета купил некий фермер, превративший его в курятник. Машину выкупил известный коллекционер Уильям Харра из города Рино, а после его смерти автомобиль вошел в состав Национального автомобильного музея.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Второй модернизированный вариант «Димаксиона», сохранившийся до сих пор. 1934 год

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

85-летний Ричард Фуллер у своей машины близ сборочного завода в Бриджпорте. Фото 1981 года

Третий вариант изумрудного цвета некоторое время служил дирижеру Филадельфийского симфонического оркестра Леопольду Стоковскому. Потом в течение девяти лет его несколько раз перепродавали, пока машина не превратилась в металлолом.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Третий Dymaxion, принадлежавший известному дирижеру Стоковскому. 1934 год

В то же время в Америке на агрегатах серийных «Фордов» появились необычные сооружения, созданные исключительно для привлечения внимания потенциальных покупателей при проведении рекламных акций на стоянке или в движении. Автомобили Riley-Ford с английским 80-сильным мотором Riley V8 служили для испытаний и продвижения шин низкого давления Balloon Jumbo, позволявших достичь скорости 185 км/ч.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

В 1933–1940 годах кузовная фирма Libby Body собрала 29 рекламных машин Riley-Ford

На компанию McQuay-Norris по выпуску заказной автотехники работали шесть 80-сильных пиаровских автомобилей McQuay брутальной внешности с деревянными каркасами кузовов и алюминиевой облицовкой. На ряде машин имелись лаборатории с оборудованием для проверки состояния и качества агрегатов.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Рекламный переднемоторный автомобиль McQuay в качестве мобильной лаборатории. 1934 год

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Такие притягательные машины собирала кузовная компания Hill Auto Body из Цинциннати

Третьим вагончиком была трехколесная переднеприводная машина Arrowhead с кузовом фирмы Advance Body и дизайном Веллингтона Миллера. Ее задачей было восхваление особо чистой питьевой воды компании Water Company.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Нескладный трехколесный вагончик Arrowhead для рекламирования ключевой воды. 1936 год

Schlörwagen (1939 г.)

Своим появлением этот «сверхобтекаемый» вагончик был обязан немецкому инженеру Карлу Шлёру, создавшему его на основании научных исследований в Аэродинамическом научно-исследовательском институте. Машина базировалась на заднемоторном легковом шасси Mercedes-Benz 170H, на которое фирма Ludewig установила алюминиевый кузов «в виде полукапли». На испытаниях, когда легкий Schlörwagen ветром сдувало с трассы, он показал рекордный результат — 146 км/ч.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Аэродинамический 38-сильный автомобиль Schlörwagen конструкции Карла Шлёра

Потом машину привезли на международный Берлинский автосалон, но посетители признали ее уродливой и не имеющей будущего. Начавшаяся война заставила прекратить эти работы, а дальнейшую судьбу автомобиля вы уже знаете из статьи об аэромобилях.

Послевоенные вагончики: муки спасения

Единственным послевоенным американским автомобилем вагонной компоновки, достойным внимания, был заднеприводный Mustang с грубовато клиновидным кузовом, построенный Роем МакКарти, дилером компании Lincoln. Его единственным достоинством был легендарный бренд, на 16 лет опередивший знаменитые спорткары Ford Mustang.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Несуразный клиновидный вагончик Mustang, собранный из деталей разных фирм. 1948 год

В остальном вагонный «Мустанг» с алюминиевым кузовом фирмы Pacific Car and Foundry был собранием чужих агрегатов: двигатели Continental и Hercules, ведущие мосты Spicer или Hotchkiss, рулевое управление от джипов Willys и т. д. И в этом МакКарти находил достоинство. В рекламе сообщалось, что сборка и разборка его машин занимала всего девять минут, но зачем это было нужно, до сих пор непонятно. Всего построили 12 вагончиков Mustang.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Изобретатель Берггрен у своего фантастического сооружения на шасси довоенного такси Dodge. 1952 год

В начале 1950-х в поредевшие ряды заокеанских создателей вагонных машин внедрился шведский бизнесмен и конструктор Сигвард Берггрен, более известный как фабрикант морковного сока. Своими руками он построил семиместный аппарат Sigvard Berggren Futurecar — «Автомобиль будущего» с массивными воздухозаборниками и плавником, похожий на самолет без крыльев или на морское чудовище.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Уникальная машина Берггрена, напоминавшая одновременно бескрылый самолет и водяное чудище

В средней части прочного каркаса, на который ушло 120 метров труб, помещался 100-сильный двигатель Ford, разгонявший шестиметровую машину до 170 км/ч.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки
Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Удивительный вид спереди на кабину с «глазами» и «ушами»
Тесное место водителя с рулем от легковушки и блоком датчиков

Водитель помещался в центре кабины с круговым обзором, пассажиры отдыхали в салоне с креслами, кроватью, карточным столиком и откидными входными люками.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Автомобиль Берггрена, сохранившийся в авиационном музее шведского городка Уггларп

Последними «рабочими» вагончиками считаются два небольших заднемоторных микрокара. Первый в 1947-м построил инженер Поэльман с бельгийской фирмы PLM. Вторым являлась чехословацкая машина Jawa Motorex, выполненная в стиле миникара BMW-600, снабженная двухцилиндровым 350-кубовым движком и изготовленная в четырех экземплярах.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Оригинальный минивагон Jawa Motorex-350 с задним мотоциклетным мотором. 1956 год

Главными недостатками вагонной компоновки считались опасная близость водителя и переднего пассажира к едущим впереди машинам, вибрации при движении, сложности с входом и выходом. А когда были введены жёсткие нормы на безопасность, эти творения просто исчезли, а точнее превратились с недвижимые выставочные образцы.

Красивые, но бесполезные: голый вагонный дизайн

В середине 1950-х фирма Альберто Морелли показала макетный образец округлой машины Morelli M-1000 с алюминиевым кузовом, однолитровым мотором FIAT и модными задними стабилизаторами. Особенностями привлекательного переднеприводного варианта Citroёn С10 Coccinelle («Божья коровка») с кузовом в стиле «капля воды» были гидропневматическая подвеска, широкие откидные окна и мизерная собственная масса — всего 382 кг.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Оригинальная итальянская заднеприводная машина вагонной компоновки Morelli M-1000. 1956 год

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Опытный автомобиль С10 был создан для расширения модельного ряда фирмы Citroёn. 1956 год

Ghia Selene (1959–1960 гг.)

В 1959 году на Туринском автосалоне появился достаточно скромный шестиместный автомобиль кузовной фирмы Ghia со строгими формами и космическим именем Selene («Луна»), созданный главным дизайнером Луиджи Сегрэ.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Несмотря на длинный передний свес, «Селена» относилась к вагонной компоновке. 1959 год

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Революционный концепт Selene был макетом, рассчитанным лишь на восторженное созерцание

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Одна из «изюминок» Луиджи Сегрэ — роскошный четырехместный салон с мягкими креслами и баром

В реальности все эти революционные достижения оказались фейками. Макетный образец без механических узлов не мог сдвинуться с места, руль не имел связи с колесами и свободно «болтался» на своей оси, а двери левой стороны оказались нарисованными.

В 1962-м его привезли в Москву на Итальянскую промышленную выставку, но к тому времени «Селена-1» уже не представляла никакой ценности. Чтобы не платить за обратный путь, машину, как щедрый подарок, передали Институту технической эстетики. Сейчас она находится в одном из московских автомузеев.

Уникальные легковые автомобили вагонной компоновки

Макетный образец трехместного скоростного автомобиля Selena-II работы Луиджи Сегрэ. 1960 год

В 1960-м компания Ghia представила выставочный макет спортивной машины Selene-II с задним плавником, которая тоже не могла двигаться самостоятельно. Ее особенностями были водительское сиденье, размещенное по продольной оси автомобиля, два места для пассажиров, сидевших против движения, телевизор, бар и самолетная панель приборов.

В 1950–60-е годы одними из последних машин такого рода были достаточно совершенные советские автомобили вагонной компоновки, которым мы посвятим следующую статью.

На заглавной фотографии — только при ближайшем рассмотрении на автомобиле Scarab можно разглядеть неприметную эмблему в виде жука скарабея

Источник: kolesa.ru